Таджикистан или Узбекистан? Bремя торопит Россию с выбором

Таджикистан или Узбекистан, время торопит Россию с выбором
Осень принесла новую вспышку «водной войны» между Узбекистаном и Таджикистаном из-за планов достройки Рогунской ГЭС и споров по поводу распределения гидроресурсов. Проблема обостряется в связи с уже традиционным для Таджикистана введением лимитов на потребление электроэнергии ввиду приближения зимы, а также намеченным на 25 ноября визитом в Душанбе В. Путина, во время которого будет обсуждаться и тема участия России в строительстве таджикских ГЭС.
Характер информационного противостояния Узбекистана и Таджикистана, в ходе которого Душанбе обычно выступал в роли обороняющегося, а Ташкент, активно обвинял его в нарушении водного баланса и провоцировании экологической катастрофы, в последнее время неожиданно изменился. Недавно секретарь таджикской национальной комиссии по большим плотинам Халид Арифов заявил, что Узбекистан в нарушение международных норм построил на своей территории до 75 водохранилищ, в которых планирует запасать воду на случай ее нехватки. И хотя, по оценкам экспертов, запасов этой воды при полном прекращении ее поступления из-за пределов республики Узбекистану все равно не хватит, это дало Душанбе повод обвинить Ташкент в нарушении соглашений и потребовать проведения международной экспертизы его водохранилищ.
Обострение информационной войны между Таджикистаном и Узбекистаном наметилось еще в начале октября. Вызвали его слова президента Узбекистана И. Каримова, заявившего 7 октября о том, что в случае сохранения Таджикистаном высоты плотины Рогунской ГЭС на уровне 335 метров узбекское сельское хозяйство на период ее заполнения, который продлится 8 лет, останется без воды, и земледельцы в течение этого времени останутся без работы. В ответ министр мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Рахмат Бобокалонов заявил 21 октября, что водохранилище Рогунской ГЭС будет заполняться за счет внутренних водных резервов республики и «нижние» страны региона в результате не пострадают.
Перепалка высокопоставленных лиц спровоцировала полемику в СМИ. Аргументация узбекской стороны, неоднократно приводившаяся на различных международных конференциях с участием представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда, заключается в том, что строительство Рогунской ГЭС пагубно скажется на состоянии сельского хозяйства всего региона, приведет к резкому ухудшению экономического положения миллионов людей и вызовет деградацию окружающей среды, еще более усугубив проблему Аральского моря. Плотина строится в сейсмоопасной зоне, и в случае ее прорыва волна высотой до нескольких десятков метров разрушит весь каскад Вахшских ГЭС, где расположено 6 станций, и смоет 700 населенных пунктов на территории Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Афганистана, где проживает около 5 млн. чел.
Таджикские эксперты указывают на то, что расположенный в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи Узбекистан и так потребляет 80% водных ресурсов бассейна, притом, что на его территории формируется лишь 8% водостока. Столь высокое потребление воды связано с тем, что Узбекистан получает высокие доходы от экспорта хлопка, а также нерациональной системой водопользования, из-за чего большая часть воды уходит в землю и испаряется, так и не достигнув посевов. Эта система водопользования сложилась в советское время, когда и возникла проблема Арала. Узбекистан, получив независимость, ничего в этой системе не изменил, чем, по сути, лишь продолжал усугублять проблему. Как заявил таджикский эксперт Хомиджон Арипов, для заполнения водохранилища Рогунской ГЭС Таджикистан планирует использовать выделенную ему, но не задействованную ранее квоту в размере 2-2,5 кубических километров воды. Объем водохранилища составляет 13,3 кубических километра, и в течение 10-15 лет оно может быть безболезненно для всех государств заполнено.
Рогунская ГЭС осложняет отношения двух стран и в других областях. С декабря 2009 года Ташкент препятствует пропуску в соседнюю республику грузовых железнодорожных составов, мотивируя это техническими сложностями и дефицитом пропускной способности путей. Тем самым Узбекистан стремится блокировать доставку в Таджикистан, который не имеет других коммуникаций с внешним миром, материалов для строительства станции. Таджикистан пытался жаловаться в ООН, после чего пропуск грузов разрешили, но ненадолго. В июле 2010 года во время встречи президентов двух стран была достигнута договоренность о том, что Узбекистан будет свободно пропускать грузы, которые не предназначены для строительства ГЭС. В середине октября несколько вагонов было пропущено, на затем задержки вновь возобновились.
Состояние отношений Узбекистана и Таджикистана хорошо характеризует опубликованная 15 ноября таджикским Интернет-ресурсом «Авеста» статья Бехруза Химо «Узбекистан – враг у ворот?». Критикуя позицию Узбекистана по поводу пропуска железнодорожных грузов, он подробно перечисляет все «обиды», нанесенные им в последнее время Таджикистану, включая минирование границ, введение визового режима, организацию в ноябре 1998 г. вооруженного мятежа полковника Махмуда Худойбердыева, организацию в июле 2007 г. взрывов у здания Верховного суда в Душанбе, протесты экологов по поводу загрязнения окружающей среды Таджикской алюминиевой компанией (ТАЛКО), а также срыв пятисторонней встречи министров транспорта Китая, Киргизии, Ирана, Афганистана и Таджикистана в Душанбе. При таком обширном наборе не преодоленных противоречий самостоятельно выстраивать отношения двум республикам очень непросто.
С основным требованием Узбекистана – проведением международной экспертизы проекта Рогунской ГЭС, Таджикистан согласился, и в настоящее время на станции, по её данным, идут только восстановительные работы. В середине ноября стало известно, что в тендере на разработку технико-экономического обоснования строительства ГЭС победил консорциум в составе французской компании Coyne et Bellier Consulting Engineers, итальянской – Electroconsult и британской – IPA Energy Water Consulting. В декабре этого года состоится тендер на проведение экологической экспертизы проекта. Оба тендера проводятся при участии Всемирного банка, предложившего Таджикистану помощь в формировании международного консорциума по привлечению инвестиций для завершения реализации проекта, если экспертиза покажет его безопасность и финансовую выгоду.
Тем не менее, даже участие Всемирного банка вряд ли убедит Узбекистан в том, что Рогунская ГЭС для него совершенно безопасна. Давно являясь монопольным поставщиком газа для Киргизии и Таджикистана, он хорошо понимает связанные с этим преимущества и опасается, что соседние республики не постесняются использовать против него «водные» козыри. Учитывая запутанность территориально-пограничных споров и напряженность межгосударственных отношений в треугольнике Таджикистан – Киргизия – Узбекистан, есть угроза новой дестабилизации и без того сложной обстановки в Центральной Азии.
России в этой ситуации предстоит сложный выбор. Отказаться от участия в проекте Рогунской ГЭС – значит добровольно выпустить из своих рук важнейший рычаг воздействия на ситуацию в регионе, а возможно, и выгодный бизнес по продаже электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Участие в проекте чревато ухудшением отношений с Узбекистаном – крупней в демографическом и военном отношении страной региона и второй после Казахстана экономикой. Найти баланс, который не нарушит интересы ни одной из сторон, непросто, а время торопит Россию с выбором.
Александр ШУСТОВ
Источник: Фонд Стратегической Культуры



USCIRF призвала США надавить на Душанбе по вопросам соблюдения религиозных свобод
Таджикистан закрыл границу
Жириновский: “Рахмон будет повешен”
Власти ОАЭ отказали Душанбе в экстрадиции оппозиционера Кувватова
ООН призвала Украину освободить экс-премьера Таджикистана
Таджикского оппозиционера в Москве ударили ножом. С ведома и согласия ФСБ?..
November 20th, 2010 at 16:20
Статья интересная,и вопрос очень насущный.Честно говоря по этому вопросу я знаком с мнениями “Шимоли”,”Сергом”,”Даниилом Худжанским” и многими другими грамотными ребятами.Но давайте поставим точки над “и”.Лично я за строительство Рогуна.Но считаю,это очередной “де-марш” политики Рахмона.Я считаю эту стройку он инициировал,для того что бы очередной раз обогатится.Строить Рогун у него нет ни технических ,ни финансовых возможностей.Даже привлечение на данном этапе зарубежных инвесторов не даёт шансов создать Рогун.Давайте обсудим этот вопрос.
November 20th, 2010 at 17:20
Опять Рогун, что ребята из Таджикистана у Вас другой темы нету для обсуждения? Рогуна не будет сказал Каримов, а Рахмон так пешка, которая захотела стать Королем. Вот и Путин едит к Вам напомнить об этом Рахмону.
November 20th, 2010 at 17:21
Рустам не надоело пустой болтовней заниматься?
Давно все ясно или тебе нечего делать?
Для тебя особо “одаренного” отвечу за всех.
-Рогун рано или поздно будет построен ему нет альтернативы.
-Рахмон вопрос времени.
-Россия как решит так и будет.
November 20th, 2010 at 19:35
ТОШБОЛАТ,ещё не вечер.Пустьребята выскажутся,и я отвечу.ДОБРО?
November 20th, 2010 at 21:38
За Рогун, но против того чтобы обдирали НАРОД!
November 21st, 2010 at 00:20
Как в пословице, где паны дерутся. а чубы у дехкан трещат… Все проблемы, в основном заложены в личных отношениях двух князьков – Каримова и Рахмона. Не будь у них взаимной неприязни, и не было бы проблем ни с Рогуном, ни с визами, ни много того, что так осложняет непростую жизнь узбекских и таджикских дехкан.
November 21st, 2010 at 02:43
PUST KARIMOV DAST NAM GAZ PO RAZUMNOY CENOY I TAGDA MOZHNA PADUMAT PRA GES A YA ZA ROGUN PUST BUDIT NA VSYAKI SLUCHI MALALI SHTO YA TAK DUMAYU
November 21st, 2010 at 03:00
Думаю, 1) если бы решили проблему отопления квартир в городах, то ближайшее время не было бы необходимости в достройке Рогуна.
2) Тарифы на электричество летом сделать для организаций в два раза дешевле. Тогда большинство предприятий работали бы в три смены и выпускали продукцию. В итоге не приходилось бы летом спускать воду в ГЭСах в холостую.
3) Постоянно ветреных местах строит ветренные станции (например Ферганский коридор) вблизи Худжанда..
4) Договорится с соседом и обеспечить население газом.
И в конце ъхочу отметить Рогун можно было бы построит спокойно за свой счет когда экономика окрепнет, а так после достройки Рогуна ничего не изменится. Не верите подумайте сами – когда летом света в изобилии что у нас РАЙ что-ли…
November 21st, 2010 at 05:13
29 домов, построенных для пострадавшего от стихии населения Куляба, заселены неверно
Автор: Турко Дикаев
Куляб. 20 ноября. «Азия-Плюс». – Специальная комиссия, работающая в Кулябском районе, пришла к выводу, что 29 домов для пострадавших от стихии в городе Кулябе заселены неверно, и проживающие в них подлежат выселению в течение двух месяцев.
Как сообщил источник «АП» в штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия, в освободившиеся дома заселят действительно оставшихся без крова, а ошибочно заселенные вернутся в свои дома по прежнему месту жительства, так как их жилье пригодно для проживания.
«Некоторым из них, где в одном дворе проживают по несколько семей, будут выделены земельные участки для индивидуального строительства нового жилья», – отметил источник.
По его словам, «подобные ошибки прогнозировались, так как списки пострадавших составлялись в стрессовой ситуации, когда не каждую информацию можно было проверить досконально».
«С учетом возможных ошибок и строилась работа по выделению жилья», – отметил источник, пояснив, что кроме тех семей, в которых были человеческие жертвы или чье жилье было полностью разрушено потоком, всем остальным заселяемым выдавались лишь временные разрешения на проживание в новых домах.
Как подчеркнул источник, итог всей «бумажной» работы по выделению жилья действительно пострадавшему населению подвела специальная комиссия, в состав которой входили представители исполнительного органа местной государственной власти, прокуратуры, суда, милиции, Комитета по ЧС и ГО, Агентства по финконтролю и борьбе с коррупцией, Комитета национальной безопасности.
Напомним, что усилиями всей страны, а также Султаната Оман для пострадавших от стихии в городе Кулябе будет построено 616 домов, из которых недостроенными на сегодня остаются лишь около 20 домов.
November 21st, 2010 at 16:18
Информация к размышлению:
Первая очередь Рогуна оценивается в 650 млн $, и позволит при мощности 1200 мВт вырабатывать более 4 млрд. кВт в год, что позволит наряду с введением Сангтудинской ГЭС-2, введением ЛЭП “Север-Юг” и модернизацией действующих ГЭС полностью закрыть дефицит эл.энергии в РТ. В принципе Таджикистан с текущим финансированием стройки первую очередь осилит без проблем. (С продажи акций собрали 186 млн. $, в этом году госбюджет потратит 147 млн.$, в следующем 11-ом году запланировано – 180 млн.$. Так что деньги есть.
Для возведения Рогуна полностью потребуется еще 1200 млн $ (всего 2.2 млрд. $). Из 14 млрд. кВт/часов выработки элэнергии в год более 10 млрд. кВт можно экспортировать. При цене 5 центов за квт это 500 млн. $ экспортной выручки в год (что сопоставимо с Талко) Но чтобы элэнергию экспортировать нужно вложить еще 500 млн.$ в строительство ЛЭП в Китай и Афган, то кон истан и Пакистан. Так что если страна напряжется, найдет партнера или нескольких партнеров то на контрольный пакет будет у Таджикистана.
November 21st, 2010 at 16:25
Информация к размышлению:
Первая очередь Рогуна оценивается в 650 млн $, и позволит при мощности 1200 мВт вырабатывать более 4 млрд. кВт в год, что позволит наряду с введением Сангтудинской ГЭС-2, введением ЛЭП “Север-Юг” и модернизацией действующих ГЭС полностью закрыть дефицит эл.энергии в РТ. В принципе Таджикистан с текущим финансированием стройки первую очередь осилит без проблем. (С продажи акций собрали 186 млн. $, в этом году госбюджет потратит 147 млн.$, в следующем 11-ом году запланировано – 180 млн.$. Так что деньги есть.
Для возведения Рогуна полностью потребуется еще 1200 млн $ (всего 2.2 млрд. $). Из 14 млрд. кВт/часов выработки элэнергии в год более 10 млрд. кВт можно экспортировать. При цене 5 центов за квт это 500 млн. $ экспортной выручки в год (что сопоставимо с Талко) Но чтобы элэнергию экспортировать нужно вложить еще 500 млн.$ в строительство ЛЭП в Китай и Афган, то кон истан и Пакистан. Так что если страна напряжется, найдет партнера или нескольких партнеров то на контрольный пакет будет у Таджикистана. РТ необходимо также иметь как минимум блокирующий пакет в акциях на ЛЭП. Единственно что понятно без инвестора не обойтись. А Таджикистан может благодаря сэкономленным средствам построить 2-3 средние ГЭС
November 22nd, 2010 at 00:15
Бизнес это сад, делись его плодами, а не самим садом. Моё личное мнение, не надо отчуждать ни процента. Инвестиционные договора бывают разных форм и нет необходимости продавать акции иностранным инвестором, как единственное средство привлечения инвестиции. В бизнесе часто используется инвестиционный договор с характерными признаками договора займа, но в отличие от займа в этом договоре кредитор имеет более широкие полномочия по контролю деятельности дебитора, хотя не нарушает его право собственности, но обременяет. Такие договора в основном долгосрочные от 20 до 50 лет. Приобретая акции, инвестор рискует, что государство может национализировать объект, в любой момент, оплатив инвестору разумную компенсацию. Это позволено международным договорам, а вот понятие разумная компенсация точно не определено и каждые страны понимают этот термин по-разному. А этот сад – Рогун пусть остаётся полностью в собственности государства, без участия каких-либо физических и юридических лиц. А если в дальнейшем понадобится дополнительное финансирование можно использовать облигации. И ещё это стратегический объект и не хотелось, как настоящему таджику, чтоб кто-то владел стратегическим объектом РТ.
November 22nd, 2010 at 01:18
Freedom-Ты сын осла ты хочешь и рыбку съесть и на хуй сесть так не бывает.Что за бред во всем мире свободно покупаются и продаются акции на специально отведенных для торгов месте Бирже.
Запомни без иностранных инвестиций Рогун не построить.
Ну что за тупогoловые здесь собрались/
November 22nd, 2010 at 04:27
Бизнес – ты за словами в первую очередь следи. Безмозглый баран, ты так всегда будешь на хуях сидеть. В первую очередь на бирже торгуют не только акциями, а всеми видами ценных бумаг, включая облигациями. Я могу объяснить, но ты баран этого не поймешь, как и не понял из моего предыдущего мнения. Второе, безмозглая тварь, где я там предлагал, что нам не нужны инвестиции, я говорил они нам нужны, но в форме инвестиционных договоров имеющих признаки займовых отношений.
Уважай себя и если не согласен пиши своё мнение нормальным языком, я не хочу тут материться с кем-нибудь, а то что я написал это в ответ.
November 22nd, 2010 at 16:23
Самый выгодный вариант это договорится с Россией по поводу Рогуна. Без России мы построим уже не при нашей жизни и наверное не сможем защитить. Так что лучше с Россией можно сказать на пополам. Ну или Рус40/60Тадж зато гарантия что Рогун построят и гарантия что никакая мразь не уничтожит это сооружение. А так где гарантия что узбакистан в скором времени не будет искать иду в Рогуне со своими бомбардировщиками?
November 22nd, 2010 at 20:09
Freedom, ты предлагаешь вкладывать деньги на условиях инвестиционного договора, договора займа, или облигационного займа при 100% собственности РТ на Рогун?
Если хоть один из этих вариантов прокатит я готов публично сожрать книгу трудов г-на Рахмона и признать себя ослом. Такие условия, уважаемый Freedom, приемлимы для стран со стабильной экономической и политической системой и высоким кредитным рейтингом. У Таджикистана:
1. Кредитный рейтинг ниже плинтуса.
2. Слабая и корумпированная система власти
3. Нестабильная военно-политическая ситуация внутри страны.
4. Очень проблемные соседи (Узбекистан, Афганистан, Кыргызстан), со значительным риском возникновения этнических и межгосударственных конфликтов.
5. Неясность с результатами экспертизы Рогуна и прямая блокада строительства со стороны Узбекистана.
6. Отсутствие путей передачи эл.энергии потребителям.
И кроме того никакие инвест.договора по надежности не сравнятся с владением доли собственности. Иначе для чего в мировой экономике происходят постоянные покупки и продажи крупных пакетов акций.
Устранись от своих патриотическихз чувств и ответь: ты бы как инвестор вложил бы 1 млрд.$ в такую страну как Таджикистан на своих условиях?
November 23rd, 2010 at 19:17
Дорогой Даниил, давай ещё раз начнем сначала. Первое, все те негативные признаки, которые ты перечислил, также являются рисками при прямом инвестировании (непосредственное участие в юридическом лице). Более того, когда твой партнер отдельное государство есть всегда риск, что он может национализировать этот объект и от этого никуда не деться. Второе, я предлагаю инвестиционный договор с признаками займа, при таких отношениях право собственности обременяется залогом до погашения долга, инвестор имеет право налаживать вето на крупные сделки компании и информируется о деятельности компании. На сегодняшний день так в основном вкладывают в РТ Всемирный Банк и ЕБРР. И последнее, может я не так выразился, облигации могут быть использованы для привлечения капитала в будущем, когда уже будет построенный объект, для оснащения и модернизации, если конечно своих активов не хватает.
Вложил ли я 1 млрд. на своих условиях – для меня риски в обоих вариантах одинаковы, поэтому да, если РТ будет не принимать ваш вариант. В этом случае, я оцениваю ситуацию объективно, я бы думал как больше и дольше зарабатывать на этом, зная, что риски с национализацией осуществимы в долгосрочной перспективе и к этому моменту я уже извлеку большую выгоду. А если РТ не согласиться я выберу свой вариант, потому что я все равно заработаю в 2,3,4,5 раза больше.
Исходя из этого РТ обязан вести переговоры исходя из этих начал. Инвестор не будет в проигрыше в любом случае. Природные ресурсы это больная тема для бедных государств, потому что они не в руках государства и это не справедливо вкладывая один раз получать выгоду на оставшуюся жизнь. Зачем инвестор вкладывает деньги? Конечно, чтобы извлекать прибыль, но это не означает навсегда. Вкладывай и заработай в 2,3,4,5 раза больше и все. Это богатство и собственность народа, помоги нам использовать его и мы тебе хорошо заплатим за твою помощь, но не предъявляй никаких претензий относительно право собственности возобновляемых энергоресурсов, ты их не производишь. РТ нужно уметь договариваться и отстаивать свои интересы. Не надо говорить, что есть только один выход, и мы должны передать свое богатство другим и обогащать их на своей земле и на своих возобновляемых энергоресурсах навсегда. Везде должны быть свои ограничения. И более того мы на таких договорах прогорели один раз, вспомните СП Зарафшан. Задай себе вопрос, почему в РФ Газпром государственная компания и Правительство в основном не передает своё право собственности на природные ресурсы (в нашем случае это вообще возобновляемые), потому что РФ не хочет, чтобы её интересами манипулировали корпоратократы. Но это уже другая тема но чем та похожая.
November 23rd, 2010 at 19:19
Where is my comment? What’s wrong with you guys?
November 23rd, 2010 at 23:24
Thank you, it took so long to appear.
November 24th, 2010 at 09:53
Фреедом,может и я что-то не понимаю,но всё что перечисли Даниил,это и есть тот климат,который на сегодняшний день существует в Таджикистане.Это всё-равно,что в пустыне попробовать высадить берёзу.Она высохнет.Нет благоприятного климата,для бизнеса такого масштаба.Вот о чём хочет донести Даниил.Всемирный Банк и ЕБРР,ни когда при таких обстоятельствах не будет вкладыватся в такие проекты.Они как ни кто либо другой знают состояния дел в Таджикистане.И самое главное.Ты делаешь акцент на то что нужно уметь договариватся.Ты прав на все сто.Но для этого нужны умные и грамотные люди.А есть ли такие?Кто из команды нынешнего президента обладает такими качествами?Можешь назвать?Если на сегодняшний день Рахмон не может возвести такой объект,то для чего нужно всё это?Уже сейчас многочисленные фирмы принадлежащие родственникам Рахмона получили Рогуновские деньги на “раскрутку”.Дивиденты спокойно идут в карманы собственных штанов.В основном это покупка зерна,муки,масло растительного,ГСМ.Всё это завозится в Таджикистан, реализуется.Деньги “работают”,но не на Рогун.Именно второй пункт из перечисленных Даниилом пртизнаков ставят на этом проекте крупный вопрос.Хорошую идею использовали,для крупной афёры.И таких идей испоганонных “море”.
November 24th, 2010 at 11:36
АРАЛ ТАК И ТАК ИСЧЕЗ БЛАГОДАРЯ СССР-у и Эсламчика
Лучше озеро, чем вообще без Арала
Казахстан хочет сохранить на карте мира Северный Арал, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Планируется построить дамбу, которая станет продолжением истории борьбы Казахстана за выживание Аральского моря.
Уже давно последствия Аральской катастрофы ощущаются за пределами региона. С высохшей акватории моря ежегодно разносятся опасные для здоровья человека и всего живого тонны соли, тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов. “Там, где всего полвека назад на территории свыше 68 тыс. квадратных километров разливался четвертый по величине закрытый водоем в мире, там, где с древнейших времен казахи и узбеки воспевали свое “великое море”, сегодня отравленная химикатами и просоленная пустошь”, – пишет автор статьи.
Трагедия Аральского моря описана уже давно. Советский Союз в 1960-е годы в порыве безумного покорения природы задумал превратить свои среднеазиатские республики в центры производства хлопка и риса и перенаправил с помощью плотин потоки впадающих в Аральское море рек Амударьи и Сырдарьи на бескрайние поля, в результате чего “великое море” пересохло, соленость воды выросла в несколько раз, а акватория теперь составляет одну девятую от прежней площади. “Трагедия состоит также в том, что вода и воздух заражены пестицидами, население страдает от туберкулеза, онкологических заболеваний и гепатита, повышен уровень смертности среди матерей и их детей. Люди, жившие до этого благодаря рыбной ловле, потеряли свой хлеб и средства к существованию”, – пишет автор, добавляя, что катастрофа в полном масштабе стала известна миру около 20 лет назад, после распада СССР. Тогда на мировой карте появились новые независимые государства: Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия – и чем новее карты, тем меньше Аральское море.
Как рассказывает Кудабай Шиенбаев, глава администрации казахстанского села Каратерен, когда Арал стал исчезать буквально на глазах, от отчаяния родилась идея перекрыть исход воды на юг дамбой, сохранив по крайней мере северную часть моря. Тогда эта затея провалилась, как, впрочем, и следующий подобный проект в 1999 году – несмотря на то, что теперь в нем участвовали сотни добровольцев. Через два года Казахстану удалось заключить договор с Всемирным банком, и к 2005 году благодаря выделенным 86 млн долларов строительство новой дамбы было завершено.
В результате принятых мер на Арал возвратились промысловые виды рыбы, в городе Аральске построен рыбоперерабатывающий завод, соленость воды существенно снизилась, а население постепенно возвращается в места традиционного проживания.
По словам председателя исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала (МФСА) Сагита Ибатуллина, соседний Узбекистан начал в высохшей акватории Арала поиски нефти и газа – его, по всей видимости, не заботит вопрос спасения моря. При этом эксперт настроен оптимистично в отношении Северного Арала. Он говорит о необходимости сооружения второго каскада дамбы, который позволит заполнить данную часть водоема в его исторических границах.
November 24th, 2010 at 11:46
А участники между дурдомной конференции в каменном город не ужели прочитать хотя бы этот новость.
Казахстан хочет спасти северный Арал
Алекс Кирби
Би-би-си
Отступление моря стало катастрофой для местных жителей
Казахстан представил масштабный план возвращения к жизни части высыхающего Аральского моря.
Проект предполагает постройку дамбы, которая может пройти между двумя частями Арала. В этом случае северные районы моря могут снова стать глубоководными, однако его большая часть, расположенная на юге, будет обречена.
Советская власть превратила Аральское море в настоящую свалку
Сироджидин Аслов, Фонд спасения Арала
Когда-то Арал был четвертым по величине в мире внутренним морем. Но за последние 40 лет его глубина сократилась вдвое, а объем – на 90%.
Для спасения моря создан специальный фонд, который поддерживают “хозяева” Арала – Казахстан и Узбекистан, а также Туркменистан, Киргизстан и Таджикистан.
По сообщению руководителя Международного фонда спасения Аральского моря (МФСА) Сироджидина Аслова, дамба должна заменить существовавшую ранее разделительную межу, которая обрушилась в прошлом году.
Южный Арал потерян?
На месте этой ненадежной постройки предлагается возвести бетонную стену длиной 12,7 километров.
Реки развернули для ирригации хлопковых полей
Разработчики плана предполагают, что в результате возведения дамбы глубина воды в северной части моря увеличится примерено до 40 метров – уровня, невиданного за последние 10 лет. Казахстан надеется, что все работы можно будет провести в течение четырех лет.
“Мы надеемся, что за восемь или десять лет северная береговая линия вернется к прежним границам. Дамба – это очень хорошая идея, поскольку она способна возродить казахскую рыболовецкую промышленность”, – говорит Сироджидин Аслов.
По словам руководителя фонда, ситуация в южной части Аральского моря просто “катастрофическая”.
Один из иностранных экспертов сказал Би-би-си: “О южной части Арала можно забыть. Если дамба будет построена, она практически не будет получать воды. Но там нет моря уже сейчас, она просто потеряно”.
Катастрофа
По словам Аслова, содержание минералов в Аральском море в семь раз выше, чем 40 лет назад. При этом в воде преобладает опасная смесь пестицидов и удобрений с морской солью.
Катастрофа Арала – результат неудачной политики Советской власти
Осушение Аральского моря считается самой большой рукотворной экологической катастрофой на планете.
Оно началось после того, как около 40 лет назад русла рек Сырдарья и Амударья были перенаправлены, чтобы обеспечить ирригацию хлопковых полей.
“Результаты – просто катастрофичны. В основном это отразилось на здоровье людей, – говорит Аслов. – В районах, прилегающих к морю, люди все больше болеют анемией, раком и заболеваниями почек. Советская власть превратила Аральское море в настоящую свалку”.
November 24th, 2010 at 11:54
Freedom, согласен беда многих развивающихся стран что крупнейшие и самые лакомые их активы де факто принадлежат иностранным корпорациям.
Но еще большая беда, (тут Рустам верно сказал) что в силу коррумпированности власти и отсутствия демократии у этих стран даже если эти активы и оказываются в госсобственности очень часто это не приводит не к повышению эффективности активов ни к увеличению доходов государства. Доходы банально разворовываются (пример Талко самый яркий). Кроме того отсутствие у развивающихся стран специалистов-технарей и управленцев, слабая инвестиционная политика приводит к ускоренному физическому и моральному износу актива.
Инвестиционный договор по стратегическим объектам РТ возможен, но он должен предусматривать в период действия договора прямое участие инвестора в управлении, проведение независимого аудита. Четкие графики платежей. Владелец (РТ)на период действия договора не имеет права без согласования с инвестором осуществлять расходы, влияющие на доходность актива. (Все это ты уже указал). Но учитывай и то что Государству придется выплатить большие суммы инвестору и в более короткие сроки чем при варианте владения долей собственности. (Ведь инвестор не имеет после окончания договора никаких доходов). В обозримой перспективе РФ может не бояться заключать инвест. договор с РТ. Ни один политик РТ я думаю не рискнет нарушать условия договора (кому охота повторить участь Бакиева), кроме того 201 военная база – это тоже гарантия. Но не постигнет ли Рогун судьба Талко, не станет ли Рогун очередной кормушкой клана Рахмона или какого другого, который придет ему на смену. Помнишь поговорку – государственное, значит ничье, а ничье значит мое!
November 24th, 2010 at 22:27
Рустам, то что ты написал это правда – это ситуация в РТ, а мы обсуждали в основном конечную цель и форму инвестирования. Мы для себя выясним в первую очередь, чего мы хотим, а потом уже будем работать в этом направлении. Я тут высказываю своё личное мнение, и на данный момент я никак не могу повлиять на те решения, которые принимаются официальным Душанбе. Ты прав, что большинство чиновников это мусор, но я не хочу, чтобы после того как мы от них избавимся народ поймет, что в РТ все продано и чтобы восстановить все, народ должен их купить обратно. Это экономически уничтожить Таджикистан.
Даниил, хорошо, что хотя бы один человек понял, чего я хочу сказать. Далее ты правильно заметил, что этот объект будет новой кормушкой ЭШР или другого лица, после того как он выплатит все свои долги. Я это тоже предвидел и задал себе вопрос у кого легче отбить у России (или у другой страны, которая может повлиять на Душанбе) или у коррумпированного чиновника? Конечно у кор. чиновника и ещё без оплаты. Это будет внутренней проблемой, которую можно решить без больших затрат. Дальше можно уже тоже предвидеть опят нового “собственника”, но думая его это ситуация чему-нибудь научит. А в конце хочу сказать, что у каждой власти есть начало и конец.
November 29th, 2010 at 14:34
Люди смотрите Аргументы и Факты за последнюю неделю – там Российский изобретатель придумал ГЭС без плотины! Энергия этой ГЭС увеличивается при постройке каскадов ГЭС – одна за другой! И все это БЕЗ ПЛОТИНЫ! Это новое направление – ВОТ ЧТО НАМ НУЖНО! И никаких проблем политических да еще и увеличение КПД при минимуме затрат! Нашим энергетикам надо обратиться туда!
December 19th, 2012 at 23:51
Друзья узбеки, мы любим ваш плов и тоже ненавидим таджиков. Россия всегда поддержит вас в войне против таджикистана.
December 20th, 2012 at 00:09
Михаил какая война какой плов
ты что гониш если они не готовили бы плов то ты не поддерживалбы их . вахахаха