Западные страны стали “соучастниками” преступления, поддерживая правящий режим Таджикистана
Сочетание выгодного географического положения Таджикистана и выдачи желаемого за действительное заставило многих рассматривать эту страну в качестве важного союзника в борьбе за Афганистан. Однако те представители дипломатических и военных кругов, которые возлагают свои надежды на Душанбе, должны серьезно задуматься. Идея о том, что Таджикистан может стать частью надежного маршрута снабжения войск, действующих в районе конфликта, а также северным оплотом в борьбе с экстремизмом, хорошо смотрится на бумаге. Но в действительности все гораздо мрачнее. Если мировое сообщество будет вынуждено полагаться на Таджикистан как на полезного и действенного союзника, то Афганистан окажется в большой беде.
Таджикистан это слабое государство, балансирующее на грани банкротства. И похоже, что ситуация там будет только ухудшаться. Хроническая необеспеченность продовольствием, разрушающаяся энергетическая инфраструктура и повсеместная коррупция загоняют эту страну всю глубже в трясину кризиса.
Без фундаментальных реформ у режима президента Эмомали Рахмона не будет реальных вариантов выхода из тупика. Нельзя исключить краха государства, так как уже сегодня в стране налицо признаки тихой дезинтеграции. Однако правительство практически ничего не делает в таких жизненно важных вопросах как социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Министерства и государственные органы, представляющие прямой политический или финансовый интерес для верхушки власти и ее союзников, функционируют хорошо. Особенно это касается силовых структур, а также высокодоходного алюминиевого предприятия и ряда других государственных компаний.
Еще Рахмон очень серьезно думает об Афганистане. Иностранные представители говорят, что он часто говорит об этой стране, хорошо информирован о событиях в Афганистане и Пакистане, и совершенно очевидно озабочен складывающейся там ситуацией. Он беспокоится по поводу движения “Талибан” и очень хочет, чтобы западная коалиция активнее избавлялась от его боевиков.
Для беспокойства у него есть все основания. Было бы явным преуменьшением назвать 1200-километровую границу между двумя странами проницаемой. Она очень слабо охраняется, с афганской стороны приграничные районы населяют этнические таджики (в Афганистане их даже больше, чем в Таджикистане), а многие участки таджикской территории давно уже неподконтрольны центральному правительству.
И несмотря на это, Афганистан каким-то необъяснимым образом усиливает невосприимчивость Рахмона к давлению Запада. Географическую близость к опасному и хрупкому государству, находящемуся в состоянии войны с исламскими экстремистами, он использует для подкрепления своей скрытой аргументации в пользу того, что только ему одному дозволительно определять темпы осуществления перемен у себя дома. Он также играет на страхах по поводу безопасности, выпячивая тяготы и лишения гражданской войны в Таджикистане, которая длилась с 1992 по 1997 год. Этим способом он пытается убрать с политической сцены голоса оппозиции, лишая, таким образом, свой собственный народ и отчаявшиеся страны-доноры надежды на достойную альтернативу.
Соединенные Штаты Америки, конечно же, хотят сделать Таджикистан элементом своего нового маршрута снабжения на пути в Афганистан. Они уже ведут разговоры о переброске грузов через эту страну железнодорожным и автомобильным транспортом. Рахмон наверняка был бы счастлив оказать в этом содействие – лишние деньги ему явно не помешают, не говоря уже о внимании со стороны Запада. Но на этом пути существует ряд препятствий. Он явно хочет согласовать данный вопрос с русскими, которые со все большим раздражением относятся к чужакам, действующим в их традиционной сфере влияния. Это подтвердила их недавняя сделка с Киргизией, а также угроза Бишкека закрыть авиационную базу США “Манас”. Такой шаг Рахмона также может усилить негативное внимание к нему со стороны радикальных исламистских движений. Есть и другой вопрос: с каким объемом перевозок способна справиться его ненадежная инфраструктура?
Западу следует задуматься над следующим: насколько полезным для решения его приоритетных задач в сфере безопасности может оказаться это ослабленное и продажное государство. Главные предпосылки для создания настоящего оплота в борьбе с распространением нестабильности со стороны Афганистана – экономические и политические реформы, а также жизнеспособная система государственного управления – не возникнут здесь еще много лет.
Нынешний год, а также следующие годы выглядят для Таджикистана мрачно. Как минимум, его правительство столкнется с серьезными экономическими проблемами, а страшно бедному населению этой страны грозят еще большие лишения. В худшем случае государству будут угрожать волнения в обществе. Нет практически никаких подтверждений того, что администрация Рахмона в состоянии решить данную проблему.
Некоторые высокопоставленные дипломаты, работающие в этом регионе, понимают масштабы угроз. “Несколько лет назад, – сказал один посол, – некоторые люди в дипломатическом сообществе говорили: “Дайте стране и ее лидеру презумпцию невиновности”". Но зимой 2008 года все изменилось, когда государство полностью бездействовало в условиях масштабного голода и массовых отключений электроэнергии. Это наглядно показало, чего стоит обанкротившийся режим. После этого, говорит посол, многие западные дипломаты пришли к выводу, что они стали “соучастниками” преступления, поддерживая правящий режим.
Однако такую точку зрения разделяют далеко не все. Конечно, делу не поможет общее отсутствие интереса к Таджикистану со стороны стран Запада. Но даже если такой интерес и появится, любые скоординированные действия против коррупции, которая ослабляет государство, наверняка натолкнутся на проблемы приоритетов. Французское правительство разместило в аэропорту Душанбе подразделения обеспечения своего воинского контингента в Афганистане. Германия проводит так называемую “политику реализма” во всей Центральной Азии, поддерживая тесные отношения с тамошними государствами и избегая критики в их адрес.
Страны-доноры должны признать, что дальнейшее финансирование режима, который изъеден коррупцией, это не способ для урегулирования кризиса. Необходимо перенастроить потоки помощи, чтобы она не попадала в руки коррупционеров, насколько это возможно. Любую помощь этому государству необходимо направлять небольшими частями, легко поддающимися проверке. При этом на каждом шагу должны быть выставлены жесткие условия. Если власти не выполняют промежуточные условия, на это следует незамедлительно отвечать санкциями.
Получить развалившееся государство по соседству с Афганистаном – в этом не заинтересован никто, кроме талибов. Остальные соседи Таджикистана – Киргизия и Узбекистан – также являются довольно хрупкими государствами. У них мало важных структурных ресурсов, и они совершенно не защищены от взрывных волн крупных беспорядков и дезорганизации общества, могущих возникнуть по соседству.
Пол Куинн-Джадж (Paul Quinn-Judge)
“Business Week”, США



USCIRF призвала США надавить на Душанбе по вопросам соблюдения религиозных свобод
Таджикистан закрыл границу
Жириновский: “Рахмон будет повешен”
Власти ОАЭ отказали Душанбе в экстрадиции оппозиционера Кувватова
ООН призвала Украину освободить экс-премьера Таджикистана
Таджикского оппозиционера в Москве ударили ножом. С ведома и согласия ФСБ?..
July 25th, 2010 at 10:36
Я лично не стороник Рахмонова , боле того ,я очень не доволен той положению в котором ,именно он довел наш великий народ и нацию ,он нас опозорил и опустил ниже всех в пост советской пространстве, но суть в другом . Вот этот сайт создали наши враги ,враги Таджикского народа ,и скорее всего это по указанию Каримова . Не одного хорошего слово на этом сайте не найдешь ,все пошлое и унизительное в адрес Таджикистана и народа , больше не чего . Не ужели нет возможности перекрыт вот такие сайты .
July 25th, 2010 at 11:05
Целиком и полностью согласен с автором. Что касается доноров, я бы хотел высказать свое мнение. один из доноров это МВФ. Этот авторитетный организация ведет себя странно. С одной стороны у него постоянно претензии к нашей Республике, это результаты аудита “Ернст и Енг”, это и несвоевременные отчеты “ТАЛКО” и “БАРКИ ТОЧИК” и т. д. Но с другой стороны они стабильно выделяют деньги Рахмоновскому режиму, может быть они и сами причастны к коррупции в нашей стране?
July 25th, 2010 at 15:52
vonyaite dalshe uzbaki, vek vam ne vidat voini v Tajikistane, skoro vashemy Karimovu konec, dozhivaet svoi poslednie godi. Nichego mi eshyo dozhdyomsa ego konchini, togda vam kauk
July 25th, 2010 at 15:54
CTATYA LOZH, A AVTOR VRAG TAJIKSKIY NACIYA! V SVOIKH PROBLEMAKH MI SAMI RAZBEREMCYA. ETOT SAIT PROTIV TJK NACIYA. YA PLIUNU NA VAS, I NA TEKH LYUDEY KOTORIY VAS PODERZHIVAET.
July 26th, 2010 at 08:08
YAGNOBSKI WOLK
Ты наверное из гор своих ягнобских ничего не видишь, что происходит. Враги таджикского народа это такие безмозглые бараны, как ты. Сами слепые, а когда кто-то еще вам раскрывает глаза, начинаете истерить. Одним словом ягнобский.
July 26th, 2010 at 09:54
Всё это происки главного завистника Таджикистана – Ислама Каримова, который приходит в бещенство от любого проявления развития соседной страны. Он и его верные псы выдумывают всякую еренду, лиш бы принизить достойный и благородный таджикский народ и не дать их стране процветать и превзойти тюремный Узбекистан. Признаки превосходства Таджикистана над Узбекистаном по многим показателям уже на лицо, что приводит этого ЧУДОВИЩА в ярость.
Мой совет этому умираюшему старикашке, научись хотя бы в последные дни своей жизни делать что то доброе в этом мире и выбери путь сотрудничества и дружбы вместо зависти и алчности. Все ровно добро выиграет, а оно на таджикской стороне.
July 26th, 2010 at 16:53
Не надо не кого винит. Во всем мы сами виноваты во главе ЭР. Что творится с народом. Все стали дегенератами.Чего будеть страшно подумать, Всем по барабану.народ устал.
July 26th, 2010 at 20:06
Говорят, что: “Каждый народ имеет такого правителя, которого он заслуживает” А у нас немного иначе, это правитель имеет народ!
July 26th, 2010 at 20:08
5 Anonymous Says: TI ***** ***** AMERKANCEV, MU..AK!!
VSE 4TO ZDES PROISKHODET, YA VSE ZNAYU! A VOT TI DOL..EB NI..YA NEZNAESH SIDISH SOBAKA V AMERIKA ZHRESH BUTERBUROD, I GOVORISH ZA TAJIKISKIY NACIYA!!YA SLUZHU V MINISTERSTVO OBORONA TAJIKISTANA ZASHISHAYA SVOY RODINA NESMOTRYA ZA SKROMNOYA ZARPLATO.A TI VOOBSHE PEREDATEL! NI IMEESH PRAVO GOVRIT PRO PROBLEM I DOSTIZHENIE TJK NACIYA NISHIY.
4TO TI SDELAL DLYA TAJIKISTAN? NI4EGO! TOGDA******
July 26th, 2010 at 20:17
YAGNOBSKIY WOLK! Не пи”ди! Ты тоже не в Тадж-не и если ты “служишь” в армии то наша армия защищает не народ а правительство, кстати такого как т-я припоминаю на каком то сайте фотография была: КАк целовал флаг америки!
July 26th, 2010 at 20:26
SLUSHAY PERSIK! YA TUT PO KOMANDIROVKY! ESLI U TEBYA EST KAKIE NIBUD PRITENZIYA K MINIOBORONA, OSTAV SVOI KONTAKTI YA OBYAZATELNO PRISHLYU LYUDEY K TEBE. I ONI U TEBYA IKH PRINIMAYUT I NA MESTO TEBE DADUT DOSTOYNI OTVET!
July 26th, 2010 at 20:29
A NAS4ET KTOTA CELOVAL AMERKANSKIY FLAG, ON TAKOYZHE KAK TI PO OSHIBKE POPAL V NASHIKH RYADAKH. YA UVEREN 4TO POSLE ETOGO EGO ON ILI ZA RESHETKOY, ILI POEKHAL V ROSSIYU TELEZHKI TASKAT
July 27th, 2010 at 07:31
YAGNOBSKIY WOLK
Если бы ты служил в армии какого-нибудь благополучного государства, то еще можно было бы этим как-то гордится. А что из себя представляет таджикская армия? Десяток пузатых круглолицых генералов, десяток ржавых танков,пару развалюх-самолетов, вечно полуголодные солдаты. Вот если ты хоть что-то понимаешь в военном деле (хотя я в этом сомневаюсь), скажи честно, сможет ли решать какие-либо серьезные военные задачи таджикская армия? Ваша армия существует только на бумаге. Так как сами ничего не умеете, держите 201 российскую дивизию, которая в случае чего будет вас защищать. Никто и не надеется, что вы на что-то способны. А ты тут звиздишь от имени всего таджикского народа и решаешь, кто имеет право говорить. Да пошел ты в ж..пу п..дабол.
July 27th, 2010 at 11:00
Согласен с анонимом из США. Вообще нам армия не нужна… Вот задайте вопрос для кого необходима Армия тем более нынешняя? вернее против кого? Против Узбекистана? или Афганистана? Да они если что разгромят всю нашу Армию с потрохами за несколько часов. Вся надежда как и была спокон веков на Россию так и осталась. Начиная с армией Российской империи и заканчивая 201 базой. И получается наша Армия защищает только Президента и его правительство а от кого? от народа своего!!!
Я думаю необходимо просто проводить 3-6 месячные учебки населению чтобы они имели какое-то понятии об оружии и т.д. Как например в Швейцарии. И (не дай Бог) в случае войны можно было бы использовать население которое естественно будет защищать нашу родину. А 2 года проводить полуголодным солдатам не к чему. Поверьте кроме болезней они ни каких навыков не получат в нашей Армии. Они воспитывают таких как Ягонобский ***** и не более. Ну и деньги которые уделяются армии идут в карман наших оловянных генералов и др. баранов армейского толка. На эти деньги лучше обновить военное оборудование и т.д.
July 27th, 2010 at 14:17
Ногано, кого может разгромить узбексая армия, тем более за несколько часов? Нашу? Ты часом не заболел? Видели мы хваленную мощь узбекской армсии во время ошских событий. Она давно превратилась в бумажного тигра.
Что касается 201 дивизии, то вот на нее никто не надеется. Офицеры там только пенсию зхарабатывают и кидняком контрактников занимаются, чтобы себе их квартирные сертификаты присвоить.
А армия нужна и к сожалению трехмесячными сборами ее не заменишь. Хотя, то что наша армия требует срочного реформирования, так про то и спорить никто не станет.
July 27th, 2010 at 14:36
Шамшер
Ты где видел узбекской армии в ОШе. Армия ждала политическую волю. Хорошо, что не было решение о применении силы…..
July 27th, 2010 at 14:42
Шамшер
Ты рассуждаешь, как дилетант. Чтобы была современная армия нужны огромные деньги, которых у такой бедной страны, как Таджикистан нет и никогда не будет. Один совремнный истребитель стоит 30 миллионов долларов, а всего годового бюджета страны не хватит на покупку 20 таких самолетов. По современным меркам, по тому бюджету который выделяется на военные нужды, Таджикистан в состоянии содержать надлежащим образом только один мотострелковый батальон. Поэтому в случае любого нападения, мнимая таджикская армия не продержится и одного часа. Единственное что страна может противопоставить это партизанская война. Поэтому правильно говорит Ногано.
July 27th, 2010 at 15:22
Шамшеру
Я про узбакскую армию слышал от очевидцев когда самолеты Узбакии бомбили Камсомолабод и другие районы они просто пролетят над нашими частями и наших частей как не было ну конечно останутся пару баранов с калашами и все. Ты хоть видел их миги и сушки? Да и вообще просто народом вернее численностью Узбекистан может задавить почти любое государство в СА. Узб. 28 млн. Тадж 7млн. Казах 15млн. Кыргыз 5млн. Туркм 4 млн. тебе эти цыфры ни чего не говорят? Это один из ответов почему Россия более лояльна к Ташкенту. А на счет Оша и т.д. спасибо России и а вы что думаете кто смог удержать Узбекистан от этого? Да, конечно я не говорю что они победят и оккупируют территорию, никто им не даст так просто победить таджикский или другой народ. ну во всяком случае армия таджикистана не в силах защитить Таджикистан, а вот простой таджикский вернее таджикистанский народ ДА!!! и будет бороться всегда за свою территорию.
July 27th, 2010 at 16:40
C Ревизором полностью согласен, но один современный самолёт стоит порядка не менее 350млн. долларов, за 30млн дают всего лишь один танк. Про нашу доблестную армию хочу отметить, что видел я их во время гражданской… Разве что кроме того как умеют мородёрить и стрелять в спину! А что в нашей милиции: Подстава, пытки, подделка, жополизство начальников и это не всё! А в правительстве ещё хуже…
July 27th, 2010 at 17:33
про Сафари кала и муроди устухон кто нибудь знает? А про малики пашша и курбони занбур? они таджики, всю российскую армию, вместе взятой 201 дивизией топором разрубят. им все похуй…. банга мезана, бо каланд танкара майда майда мекна, санга ба хаво мепартоя, миг-31 мешкана…
July 27th, 2010 at 23:48
Хамаи и гапай, сайрахмони мехкала ай трактура тезтар замина мекана,банга ки мезана, тамоми гипрземгородок бо хамун базаи 201 уш дар трусикуш мерина. 234 рост мега,мегом самолоти 30 миллион доларара, сагирахои кучаи мо хаму самолетори 3000000000 долларара сангшапакш карда мешкананша….сагирагалара бин, ким кадом анализ мекнан, хубтаруш анализи рихи бачаи мара обсуждать букуне…
July 28th, 2010 at 06:06
Ревизор, прошу мне не тыкать, а то я гляжу ты там совсем опиндосился в Пиндостане.
Я может и дилетант, но чего стоят эти многомиллионные самолеты и танки вижу в любой точке мира. Что касается численности населения, то в Чечне население 1 миллион, в России 120. Что-то я не увидел победоносного все сметащего марша. По поводу летавших узбекских самолетов, то я их сам видал в Таджикобаде. Бомбили суки-бляди кишлаки. Ну а чего еще от таких вояк ожидать, которые и на своей территории только этим и занимаются. Чтобы не обвинили в голословности – в Китабе повыселяли людей в Каршинскую степь, а кишлаки авиацией заровняли.
Ихтиер, о какой политической воле Вы пишете? Армия наклала в штаны и ИшАк это прекрасно понимал. Эта армия только в безоружных может в Андижане стрелять. Вот там они герои. А когда могут ответить выстрелом на выстрел, то тут извините пожалуйста, мы в стороне покурим.
July 28th, 2010 at 08:27
Персу
Не знаю откуда ты взял эту цену, наверное ты имеешь ввиду большие пассажирские самолеты. А рыночные цены на СУ 34, 35 и 37 приблизительно 35-40 миллионов долларов за штуку. А цена на танк Т-72 приблизительно 1 миллион.
July 28th, 2010 at 08:57
Ревизиор, это я про современные F-22, у россиян кроме как случайно удачного АК ничего другого лучшего нет.
July 28th, 2010 at 09:57
Шамшеру
Никогда не сравнивай чеченцев с таджиками или с другими нациями по поводу храбрости и т.д. Такие как они очень редки в мире ЭТО ФАКТ. Но все же разбомбили и в результате Чечня субъект Российской Федерации!!! И они воевали как народ а не армия а мы говорим об армии. Как раз в чечне от РФ воевала только армия а не весь народ РФ. И естественно я знаю что у нас есть такие как говорит 234-ый “Сафари кал, муроди устухон, малики пашша и курбони занбур” (которых в принципе некто не знает… и наверное знать не хочет) ну будем говорить что есть такие смельчаки но это народные а не военнослужащие Армии Таджикистана. Ну а по поводу 201 то это преувеличенно … 100 % Правительство само обосрется если 201 уйдет от сюда.
July 28th, 2010 at 15:04
Ногано, к твоему сведению чеченцы в советское время рулившие по криминалитету на всей территории СССР, сломали зубы в Таджикистане. Среди таджиков хватает трусов, впрочем как и везде. Но у нас полно ребят, которые шли в бой без страха и умирали с радостью. Сам видал и никто меня не убедит в трусливости таджикского народа.
July 28th, 2010 at 15:23
Шамшер
Конечно, у каждого есть гордость за свою нацию. Но ты просто посмотри как в Москве к чеченцам относятся и как к таджикам. Таджиков везде унижают, а они ответить не могут. Разве это не трусость. Я понимаю, что есть и отдельные смелые таджики. Но в целом это сути не меняет.
July 28th, 2010 at 15:28
Аноним, это не трусость. Люди приехали заработать на кусок хлеба , а не жизни класть. Чеченцев же сейчас Путин по шерсти гладит. Схлестывались мы (таджики и узбеки) с чеченцами и дагами в Питере и что-то никто из наших спину не показал. Кавказцы нас уважали.
July 28th, 2010 at 15:35
шамшеру
ты наверное не дочитал мой комментарий…дочитай если не трудно герой…
Ну а на счет криминала чечены поверь мне срать хотели на криминал как при союзе так и сейчас. у них был один вор в законе и то в принципе это ни чего не говорило. Я лично видел здесь в Душанбе как два чечена когда одного забрали в ментовку рядом с рестораном Гулдаста из-за чего не помню другой вошел в эту ментовку с одной гранатой и вытащил своего дружбана разоружив отдел милиции. Это было точно не помню гдето в 1997-98 как раз когда маджики вернулись и подписали мирное соглашение. Далее они ушли и за ними менты с опаской шли и вовремя стрельбы там рядом жил если вы помните и знаете “Малыш” один из соратников МирзоДжаги вот его парни и вырубили тех чечен думая что на них совершается нападение. Так что духу у них слишком много поверь и лучше не сравнивай . А я их видел простые пацаны не говоря о тех которые живут в Чечне с ними наверное вообще не возможно… Да и не собираюсь я хвалить Чеченцов просто их все знают кто они и что лучше с ними не иметь дело. В Рашке менты от них отворачиваются … это уже говорит о многом в отличии от других народов …
July 28th, 2010 at 15:43
Есть много примеров в той же Москве на Черкизе где таджики просили чечен выбивать деньги (долги) у своих таджиков что ты мне говоришь..?
Конечно у нас есть и не мало без башенных пацанов но они не в Армии Таджикистан а среди народа… Ты хоть помнишь о чем была речь в начале?